Сырая нефть не может применяться в виде топливного материала, поэтому она перерабатывается для получения необходимых видов топлива - керосина, бензина и т.д. В процессе производства также удаётся получить разнообразные масла. Мазуты нередко представляют собой остаточные продукты от переработки сырой нефти. 

Топочный мазут - это котельное топливо, применяемое главным образом в энергетике. Чаще всего с его помощью питают разнообразные ТЭС, также востребован он в судоходстве и некоторых сферах промышленности.

Основными показателями для топочного мазута являются:

Индекс вязкости. 

 

Согласно этому критерию выделяют маловязкий и высоковязкий мазут, в котором содержится большое количество смолистых компонентов и парафина. Вязкость коренным образом влияет на эксплуатационные свойства мазута, она определяет основные способы транспортировки, перекачки, хранения и непосредственного сжигания. Условная вязкость определяет скорость вытекания 200 мл по сравнению со скоростью вытекания аналогичного объёма дистиллированной воды.

 

Содержание серы.

 

Выделяют два основных класса топочного мазута - малосернистое топливо с содержанием серы 1%, высокосернистое топливо с содержанием серы 2,5%. 

 

Температура застывания.

 

Застывания напрямую зависит от вязкости. Наиболее вязки разновидности топочного мазута имеют температуру застывания около 25о С. Именно поэтому перед применением рекомендуется доводить температуру мазута до 60-70о С. 

 

Зольность.

 

Зольность - показатель отложения золы на агрегатах при сгорании мазута. Зольность топочного мазута в 3 раза выше зольности обычной нефти. Объясняется это наличием в мазуте щелочноземельных и щелочных металлов, ванадия и т.д., которые снижают температуру размягчения. Из-за этого образуются минеральные отложения на нагреваемых поверхностях. Это в некоторой степени снижает экономичность темплоагрегата и понижает его теплопроизводительность.

 

Плотность.

 

По показателям плотность топочный мазут приближен к воде - 950-1050кг/м3. Это затрудняет разделение жидкостей, потому что отстаивание не срабатывает. 

 

Температура вспышки.

 

Данный показатель может существенно меняться у различных категорий мазута - от 90о до 170о С. Важно учитывать температуру вспышки, так как мазут нередко подогревают перед использованием, поэтому во избежания случайного возгорания подогрев должен быть примерно на 10о ниже, чем температура вспышки.

 

Основными разновидностями топочного мазута являются марки Ф5, Ф12, М140, М100, М200, МП.

М40 - высокосернистый, условная вязкость - 8, температура вспышки - 90°С, застывание при 10°С.

М100 - высокосернистый и малосернистый. Условная вязкость - 15,5, температура вспышки - 110о С. 

М200 - высокосернистый, вязкий мазут, с температурой вспышки 140о С.

Мазут марки М100 наиболее широко распространён и используется чаще всего. В разбавленном состоянии выступает в роли дизельного топлива.