Дизтопливо это жидкий продукт, используемый в дизельном агрегате внутреннего сгорания в виде горючего. Получают топливо, как правило, из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонкой нефти.
Потребителем дизельного топлива являются водный и железнодорожный транспорт, легковой и грузовой автотранспорт, сельскохозяйственная и военная техника. Дизельное топливо также можно использовать не только в моторах внутреннего сгорания, но и для функционирования котельных и в качестве пропитки для кож, добавки к различным смазочно-охлаждающим и закалочным жидкостям, во время термической и механической обработки металлов.
Дизельное топливо разделяют по физическим свойствам на арктическое, зимнее и летнее.
Арктическое дизельное топливо используют для очень низких температур.
Свойства: температура застывания достигает -50°C, плотность максимум 830 кг/м3, температура вспышки равна +35°C. Производят такое топливо путем перемешивания углеродных фракций ( вторичного происхождения и прямогонного гидроочищенного), которые имеют температуру выкипания от +180°C до +330°C. По свойствам данное топливо схоже с утяжеленным керосином.
Летнее топливо получают путем перемешивания углеродных фракций (вторичного происхождения, гидроочищенных), которые имеют температуру выкипания от 180 до 360°C. Чем выше конечная температура выкипания, тем больше закоксовывание форсунок и выше дымность. Летнее дизельное топливо имеет следующие свойства: температура застывания равна -5°C, температура вспышки равную +62°C, максимальная плотность составляет 860 кг/м3.
Зимнее дизельное топливо получают двумя способами:
1. Смешивают углеводородные фракции (вторичного происхождения и прямогонные гидроочищенные), которые имеют температуру выкипания от + 180°C и до +340°C.
2. Смешивают летнее дизтопливо с депрессорной присадкой, которая снижает температуру застывания, а температуру предельной фильтруемости почти не меняет. Кроме того, возможен и третий способ: в летнее дизтопливо добавляют примерно 20%-40% керосина марки КО, ТС-1.
Дизельное топливо имеет следующие свойства: температура застывания данного топлива равна -35°C, максимальная плотность составляет 860 кг/м3, температура вспышки достигает +40°C.
Дизельное топливо. Характеристики и применение.
В быстроходных машинах используют дистиллянтное топливо с малой вязкостью, состоящее на 1/5 из каткрейтинга, коксования, газойлей и очищенных керосино-газойлевых фракций. В машинах тихоходного типа используют остаточное вязкое дизтопливо, представляющее собой смесь керосино-газойлевых фракций с мазутами.
Вязкость дизельного топлива и содержание в нем воды
По таким характеристикам дизельное топливо делят на летнее и зимнее, которые отличаются температурой застывания, помутнения (ASTM D2500, ASTM D97), температурой максимальной фильтрации (ASTM D6371).
Воспламеняемость и огнестойкость
Главным показателем, отличающим дизтопливо, является цетановое число (Л-45). Температура вспышки по ASTM D93 не должна быть выше + 70°C. А по ASTM D86 температура перегонки должна быть равна 200-350°C.
Содержание серы
Сернистые соединения находятся в некоторых видах дизельного остаточного топлива в пределах 0,003 — 3%. В битуминозных тяжелых нефтепродуктах возможно содержание сернистых соединений до 5-7%. Снижение содержания серы отрицательно сказывается на смазочных свойствах. Именно поэтому дизельное топливо с низким количеством сернистых соединений должно содержать специальные присадки.
Дизельное топливо имеет альтернативу – биодизель. Он являет собой смесь жирных кислот метиловых эфиров, схожую по химическим и физическим свойствам с нефтепродуктами. Биодизель имеет много достоинств, среди которых наиболее — экологическая чистота. Однако такое топливо хранится не более трех месяцев.