Флотский мазут — это разновидность топливного материала, используемое на крупных судах. Он представляет собой тяжёлый остаточный материал при переработке топлива, и отличается низкой вязкостью и температурой застывания, высокая калорийность и зольность. Это делает его именно тем материалом, который позволит эффективно использовать ресурсы промышленности для удовлетворения потребностей крупных судовых энергетических установок.
Флотский мазут получают путём переработки остаточных материалов — гудрона, мазута, тяжёлые газойли, дизельные фракции и т.д. Они могут быть как первичными, так и вторичными. Нередко для производства все остаточные нефтепродукты смешиваются и из этой массы уже получают флотский мазут.
Основным направлением использование является непосредственное сжигание в судовых котлах, чтобы получить энергию для питания. Также он может применяться в качестве эффективного моторного судового топлива в газотурбинных установках и мало-среднеоборотных двигателях.
Флотский мазут имеет свою маркировку, наиболее распространёнными категориями являются Ф5, Ф12, где цифры обозначают условную вязкость, определяемую при температуре 50° по Цельсию.
Способы производства:
Флотский мазут Ф5 получают посредством прямого перегона сернистой нефти с добавлением керосийно-газойливой фракции термического или каталического крекинга. Присадки ВНИИ НП-13 или ВНИИ НП-102 предназначены для улучшения условий сгорания, однако их содержание не должно превышать 0,2%.
Флотский мазут марки Ф5 имеет кинематическую вязкость — 36,2 Сс, динамическую вязкость — 2,7 Па. Застывает он при температуре не выше -5° С.
Плотность составляет около 0,955г/см3 при температуре 20°С.
Некоторые требования предъявляются для тех судов, на которых планируется использовать флотский мазут марки Ф5. Как правило, это крейцкопфные дизельные суда, мощность которых не превышает 4000 кВт, а обороты до 500 об/мин и т.д. Тронковые дизельные суда с становками мощность не более 4000 кВт, оборотами не более 1000 об/мин ит.д. Также при добавлении 70% дизельного топлива можно использовать данный мазут на установках, мощность которых не порядка 1500 кВт и 1000 об/мин. С помощью флотского мазута нередко питают газотурбинные судовые дизельные установки и заменяют им топочные мазуты для паровых котлов.
Флотский мазут Ф12 получают путём переработки малосернистой нефти, с добавлением присадок ВНИИ НП-103 и ВНИИ НП-102 для улучшения качеств сгорания, но их содержание должно быть не более 0,2%.
Кинематическая вязкость мазут Ф12 составляет 89 сантистокс, определяемых при температуре 50° С. Застывает мазут данной марки при температуре не выше -8° С. Плотность 0,96г/см3. Стандарты определяют для флотского мазута Ф12 содержание серы на уровне не более 0,6%.
Флотский мазут марок Ф12 и Ф5 отличается достаточно высокой стоимостью производства и относительно сложной процедурой получения, поэтому он редко используется в коммерческих целях.
Из остаточных материалов нефтепродуктов можно получать и другие разновидности флотского мазута путём переработки средне-дистилятного продукта:
ИФО-30. Имеет схожие характеристики с мазутом Ф5 и судовому остаточному топливу ИСО-F-RMC10 Г, для которых приняты специальные международные стандарты ISO8217. Содержание средне-дистилятного продукта в этом мазуте не превышает 30-40%.
ИФО-180. Может применяться вместо мазута марки М-40 и судового топлива ИСО-F-RMF25. Международный стандарт — ISO8217. Мазут содержит не более 15% средне-дистилятного продукта.
ИФО-380. Имеет сходные характеристики с топливом ИСО-F-RMA35. Содержание средне-дистилятного продукта не превышает 0-5%.
Флотский мазут всех трёх вышеуказанных марок имеет вязкость, соответствующую цифре названии. Плотность всех трёх разновидностей превышает 991кг/м3. Согласно стандартам содержание серы остаётся на уровне 1-2%.